18 марта, 20:00. Ретроспектива Атмосферы
Саундтрек - Laibach, Nine Inch Nails,Swans, The Ukrainians, Funky Porcini…
Все совпадения случайны.
Коллектив авторов не несёт.
Слово одному из авторов. Вспоминает звукорежиссёр "Атмосферы" Сергей Ломановский:
Они такие говорят:
- Офигеть - поканальный дилэй,
- ух-ты - телефонный эффект,
- вау - товарищей Ленина, Сталина и других товарищей наложили на песни,
- применили питч - умереть не встать, и другие эффекты и так далее...
- А что тут вообще такого сложного в этой программе, ее можно сделать даже на Айфоне
Действительно, сегодня - ничего сложного, появилась идея - берем и делаем, час-два работы и все готово.
А теперь немного воспоминаний...
У нас не было:
- интернета, ютуба, соцсетей, песен в секундной доступности, мгновенной информации из любой точки мира,
- компьютеров с кубейсами, аудишенами, протулсами, плагинами, нелинейным монтажом.
Было:
- американский компьютер Arrakis, на собственной ОС, предназначенный только для вещания или для простого монтажа, доступный только ночью.
Днем на нем делались рекламные ролики, оформление эфира и т.д.
Его возможности: запись, воспроизведение, монтаж - четыре стерео-дорожки максимальной длиной 4 минуты. Плагинов нет, встроенных обработок нет.
Можно только микшировать и делать фейды. При нажатии на кнопку play - задержка старта около 2 сек.
Оцифровка с низким битрейтом, записанные на нем файлы шумели, как грампластинка.
- CD, пластинки, бобины, кассеты, аналоговый телевизор, газеты, бабушки у парадной (бабушки и сейчас есть, но только более продвинутые)
(CD, пластинки, бобины, кассеты из личных коллекций - их еще надо было достать (купить, обменять, одолжить, переписать)
- внешняя цифровая обработка Yamaha, на которой, при помощи встроенных еффектов, все обрабатывалось.
- два бобинника Tascam
- диджейский виниловый проигрыватель Technics
- CD-плеер NAD
- кассетник AKAI
- микрофон Shure SM-7 с предом Alesis
- ночь до утра в распоряжении
- желание творить)
Процесс:
Чтобы сделать любую обработку звука надо было:
- скинуть голос или семпл в комп, включить на репит, найти обработку в yamaha, настроить ее параметры крутилкой на подслеповатом дисплее,
- включить бобинник на запись, записать обработанный звук, скинуть его обратно в компьютер.
- повторить столько раз, сколько нужно было обработок, как правило, требуемый эффект
получался последовательным применением нескольких обработок.
Возможности компьютера были ограничены как описано выше, поэтому о сведении на нем всей программы речи не шло.
Микшировались только сложные моменты с многократными наложениями продолжительностью до 4 минут и сохранялись в компьютере.
Составлялся подробнейший, по секундам, план монтажа, что за чем идет, на какой секунде выпускается,
на каком моменте песни нажать плей на компьютере, чтобы, с учетом двухсекундной задержки компьютера на старт, попасть бит в бит,
подмотать все кассеты на нужные треки и т.д.
Песни запускали с CD или с кассет, Ленина, Сталина и Чебурашку - с пластинок.
После всех приготовлений и репетиций каждого микса, начинался самый ответственный,
без права на ошибку, процесс - сведение программы на бобинник в реальном времени в четыре руки.
Ошиблись на долю секунды с нажатием кнопочки и микс не удался - начинаем все сначала и так до победного конца.
Несколько дней работы по ночам обычно хватало для записи одной часовой программы.
Чтобы выпустить программу в эфир, Дима из эфирной студии за несколько секунд до конца предыдущей песни махал мне через окно рукой
и я нажимал play на профессиональном бобиннике Tascam - и в четверг, в полночь на Просто Ради.О звучали знакомые всем позывные.
А вы говорите Айфон...)
И кстати, программа и двадцать лет спустя не утратила своей актуальности.
Все те же, все там же, все так же...(
14 августа, 22:00. Ретроспектива "Атмосферы". Программа от 16.01.2003
В выпуске: кому нужны праздники, группа, запрещённая к расшифровке, падения на льду, порванные штаны учителя, метаморфозы погоды и много чего ещё..
31 июля, 22:00. Ретроспектива "Атмосферы". Программа от 30 июля 1998.
"В программе "Что звучало 100 "Атмосфер" назад, любителям придумывать названия песням, DJ Туловище, народная корсиканская песня и кое что ещё..."
26 июня, 22:00. Ретроспектива "Атмосферы". Программа от 6 июля 2000 года. "Ворсистый рис горизонтальные столбы"
В выпуске - Призраки и цветы Нью-Йорка, спящие кукушки, красный конь с глазом человечка, древнеримская символичная символика и кое-что ещё..."
29 мая, 22:00. Ретроспектива Атмосферы. Программа от 25 мая 2006 года. "Атмосфере 10 лет!"
В выпуске - пересечение взглядов на "Атмосферы", что именно нас объединяет, власть над неокрепшими характерами, 200000 слушателей программы, музыка, которая доводит до "такой" жизни."
15 мая, 22:00. Ретроспектива Атмосферы. Выпуск от 17.06.2004. "После майских концертов"
В программе "Сверхмощные приёмники для ловли хорошей музыки, удовлетворение по-американски, инь и янь одной одесской группы, голый балалаечник, трата жизни на ерунду и не только об этом... в выпуске!"
1 мая, 22:00. Ретроспектива "Атмосферы". Программа от 25 ноября 1999 года. "Один - ноль в пользу "Атмосферы".
"Черные кружочки на сцене, неуловимый клип Дэвида Боуи, успешные мистические потуги одесского меломана, новейший двойной альбом NIN, земля тяжелее (чего?)... об этом и не только в выпуске."
24 апреля, 22:00. Ретроспектива "Атмосферы". Программа от 27.04.2000
"Боязнь повториться, зависть к творчеству Андрея Губина, чему противится ведущий, дикие вещи в ночном гастрономе, на галёрке сплошное ПТУ, истерика на фестивале и не только об этом..."